Учитель-логопед Карасева Элеонора Алексеевна

Статья-ТРИЗ

Статья.

ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.

      ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, иногда такую теорию называют теорией решения проблем.

Одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающей мир.

Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

На занятиях по развитию речи активизируется и развивается память и речь детей, закрепляются знания об основных цветах, формах, предметах, животных, явлениях природы и окружающем мире, развивается мелкая моторика, формируется правильное и отчетливое произношение звуков.

Дети очень быстро запоминают потешки, стишки, сказки, которые практически знают наизусть. Поэтому я хочу предложить рассмотреть   несколько приемов работы  со сказкой. Они помогут развивать  речь ребенка, обогащать  его словарный запас и конечно развивать мышление, воображение.  

Коллаж из сказок

    Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Предложитеребенку придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».
 У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы.

«…Катится, катится Колобок по дорожке, а на встречу ему Баба-Яга и говорит:
                        «Колобок, Колобок, а я тебя съем…»
«…И отправились они в гости к лисе в лубяную избушку…»

Приведу пример коллажа сказок:
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше творческая работа.

Перевирание сказки
    

Еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки. Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими.

Пример перевирания  сказки «Красная Шапочка»:
«Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ.
 «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок.
 «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутала», - сердится ребенок.
 Ему хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры. И малыши просят маму еще раз рассказать смешную, веселую сказку.  
Или  сказка «Колобок»:
«Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…».
 Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером - удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью своих детей.

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, заставляет  сосредоточиваться, исправлять  ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях.

Сказка, но по-новому
      Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Дети быстропривыкают к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. А предложите ребенку рассказать сказку, хорошо ему известную, но по-новому, наделив  главных героев противоположными качествами.

Пример сказка «Волк и семеро козлят».
 Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес. Волк добрый, отзывчивый, он помогает козе их найти.
Сказка «Золушка».
 Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой.
Сказка «Лиса и заяц».
Лиса  послушная и скромная, а зайчик становится хитрым и злым…

Составление загадок
      Чтобы составить загадку о предмете, необходимо его рассмотреть.

1ый  вариант:
У объекта выделяем признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делаем подборку объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Например: цыпленок.

Какой?

Что такое же?

пушистый

перо, мех

теплый

солнышко

желтый

одуванчик

Затем составляем загадку: «Пушистый как мех. Теплый как солнышко. Желтый как одуванчик». Кто это?

2ой вариант:
Выделяем действия объекта и перечисляем другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Например: лягушка.

Что делает?

Кто делает так же?

прыгает

мяч, белка

ныряет

водолаз, утка

плавает

лодочка, рыба

Дальше составляется загадка: «Прыгает, но не мяч. Ныряет, но не утка. Плавает, но не лодочка». Кто это?

Составь предложение по паре картинок.

       Даются картинки не связанные по смыслу. Дети выполняют это упражнение не с первого раза. Но имея опыт  предыдущих занятий ,  выполняют с легкостью.

Составь рассказ по серии картинок.

        Ребенок сам решает,  с какой картинки начать рассказ, продолжи рассказ, допридумай.

 Все приведенные мною тризовские приемы помогают развивать речь детей, логическое мышление, творческое воображение и  учат  фантазировать.

Аппликация : "Сирень Победы"

Перессказ текста: " Собака-санитар"

Статья

Движение и речь.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11» г.Воронеж

Одно из самых важных приобретений малыша в дошкольном периоде – речь. Она не дается человеку от рождения и должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка формировалась своевременно и правильно. От уровня овладения связной речью зависят умение общаться с людьми, успешность обучения детей в школе, интеллект.

На текущий момент у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Родители обеспокоенны тем, как и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы сформировать основные знания, умения и навыки согласно возрасту: научить ходить, говорить, считать, читать и т.п. Важно не забывать о компоненте, который формирует все основные системы и функции организма, особенно в раннем и дошкольном возрасте – движения! Научные разработки доказывают прямую зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений, двигательная активность в организме возрастает и как следствие возрастает синтез биологически активных соединений, повышающих умственную и физическую работоспособность. Тесная взаимосвязь всех специалистов, позволяет включать в программу ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, интегрируя их с развитием и обогащением словарного запаса детей.

В логопедическую основу оздоровительной работы по двигательному режиму относят систему физических упражнений для коррекции речи, стимулирующих деятельность речевых центров:

- логоритмика ;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- саммомассаж;

- дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (мячи, мозайки, шнуровки, прищепки, мячики су-джок, колечки, сухие бассейны с природным материалом);

- физкультминутки;

- дыхательная гимнастика;

- пластические этюды;

- подвижные логопедические игры.

Соблюдение двигательного режима на занятиях не только способствует снятию нервного напряжения, укреплению тонуса организма, повышению двигательной активности детей на логопедических занятиях, но и усилению оздоровительной направленности логопедического воздействия в коррекционной работе с дошкольниками.

Таким образом , двигательная активность детей на логопедических занятиях имеет огромную роль в развитии речи детей, являясь важным звеном в работе по исправлению речевых и двигательных недостатков.