Учитель-логопед Карасева Э.А

Статья

Значение лвигательного режима в развитии дошкольников с речевыми нарушениями.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11» г.Воронеж

Одно из самых важных приобретений малыша в дошкольном периоде – речь. Она не дается человеку от рождения и должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка формировалась своевременно и правильно. От уровня овладения связной речью зависят умение общаться с людьми, успешность обучения детей в школе, интеллект.

На текущий момент у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Родители обеспокоенны тем, как и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы сформировать основные знания, умения и навыки согласно возрасту: научить ходить, говорить, считать, читать и т.п. Важно не забывать о компоненте, который формирует все основные системы и функции организма, особенно в раннем и дошкольном возрасте – движения! Научные разработки доказывают прямую зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений, двигательная активность в организме возрастает и как следствие возрастает синтез биологически активных соединений, повышающих умственную и физическую работоспособность. Тесная взаимосвязь всех специалистов, позволяет включать в программу ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, интегрируя их с развитием и обогащением словарного запаса детей.

В логопедическую основу оздоровительной работы по двигательному режиму относят систему физических упражнений для коррекции речи, стимулирующих деятельность речевых центров:

- логоритмика ;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- саммомассаж;

- дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (мячи, мозайки, шнуровки, прищепки, мячики су-джок, колечки, сухие бассейны с природным материалом);

- физкультминутки;

- дыхательная гимнастика;

- пластические этюды;

- подвижные логопедические игры.

Соблюдение двигательного режима на занятиях не только способствует снятию нервного напряжения, укреплению тонуса организма, повышению двигательной активности детей на логопедических занятиях, но и усилению оздоровительной направленности логопедического воздействия в коррекционной работе с дошкольниками.

Таким образом , двигательная активность детей на логопедических занятиях имеет огромную роль в развитии речи детей, являясь важным звеном в работе по исправлению речевых и двигательных недостатков.